Ртищева Л.Д. Главный хранитель Музея наивного искусства
«О человече, слабый и нежный, Помысли о судьбе цветов» Надпись на немецкой картине конца ХУ века
Цветы – самые красивые и изящные создания природы. Любуясь ими в садах и лугах, украшая букетами свой дом, человек всегда сожалеет о кратковременности и эфемерности их красоты.
С античных времён цветы ассоциируются с райской жизнью. Понятие «рай земной» связано с представлением о цветущем саде, олицетворяющем собой первозданную красоту природы.
В изобразительном искусстве персонаж с цветком в руке или ваза с букетом всегда означают нечто большее, чем просто натурное изображение. Для художника цветок – всегда предмет глубоких размышлений. У В. Мизинова в натюрморте «Ваза с цветами» алые тюльпаны по яркости цвета соперничают с горячим красным пламенем зажжённой свечи.
В содержательном контексте ваза в живописи нередко воспринимается, как олицетворение тела, а цветы в вазе, как «душа-букет». Большое значение имеет и видовое, «личное» значение цветка. В натюрморте Ю. Чумакова «Ландыши», образ строится на противопоставлении тёмного и светлого, земного и возвышенного. Глиняный кувшин воспринимается скромным основанием для «жемчужных и седых» ландышей.
С.Никольская в «Автопортрете с подаренными гладио-лусами» воплощает развёрнутую гамму чувств. Подаренный букет здесь, как «воспоминанья острый луч». Художница уводит себя в тень гладиолусов, прячет глаза за крупными стёклами очков. Вся душа этой картины заключена в букете гладиолусов.
В картине Г. Кусочкина «Воспоминание о первой любви» автор иронически-снисходительно относится к гулёне-гармонисту. Но относительно красного тюльпана настроен серьёзно. Одинокий цветок пылает и томится, небрежно брошенный художником на скромный деревянный подоконник. Он вносит нежное лирическое звучание в общий шутливый настрой произведения.
Мир возвышенной красоты создаёт Э. Боброва в «Девушке с орхидеями». Стремительные чёрные линии в сочетании с белым листом бумаги изображают то «длинные словно листья глаза» юной красавицы, то изысканно сплетаются в лепестки орхидей. В этом произведении реальное уступило своё место идеальному. Рисунок по-детски напоминает о кукольных принцессах, которых так любят изображать школьницы, но таящаяся взрослая грусть мудро отсылает зрителя к старинной истине, что женская красота – хрупка и кратковременна.
Идиллическое весеннее-летнее благоденствие, когда природа цветёт, плодоносит и радует глаз человека, особенно часто можно увидеть в живописи наивных художников. Солнечная яркость цветущей растительности, полноводность голубых рек, броскость нарядов отдыхающих людей создают общую атмосферу радости жизни. Эти картины являются зримым воплощением счастливой и красивой жизни, страстно желаемой, но недоступной, как мечта.
|