Вяткина Н.Ф.
Заместитель директора
Музея наивного искусства по научной работе
На выставке представлены уникальные экспонаты китайских народных картин из собрания Е. Мироновой и В. Быкова. Среди чёрно-белых и цветных изображений есть и картинки, раскрашенные мастером вручную. Эти лубки были собраны в 2000-2010 годах во время экспедиций Общества любителей народного искусства (Москва). Переводы надписей и расшифровка иероглифических ребусов сделаны В. Быковым и А. Буровой.
Россия – первая страна, в которой были начаты научные исследования, посвящённые китайской народной картине – лубку. Первые лубки были привезены русскими учеными В.П. Васильевым и О.М. Ковалевским ещё в 1830-40-х годах. Во время своих путешествий в Китай (1906-1926 годы) В.М. Алексеев собрал уникальную коллекцию народных картинок и бытовой обиходной эпиграфики, которая насчитывала более трёх тысяч листов. В неё входили редчайшие образцы, не сохранившиеся даже в Китае. Впоследствии немало русских коллекционеров собирали китайский лубок. В результате общий российский фонд содержит более 10000 картин, хранящихся в музеях и частных коллекциях.
История китайской народной картинки берёт своё начало в VIII в., когда было изобретено печатание с досок методом ксилографии. Первые изображения, скорее всего, имели религиозное назначение. Широкое распространение этих изображений связано с тем, что в Китае существовало множество культов божеств, духов, оборотней, обожествлённых мифологических героев. В жилищах китайцев появлялись напечатанные на тонкой бумаге небольшие божницы с изображением всех воплощений Будды, рядом с очагом – Отец и Матушка семейного очага, в сарае – бог лошадей Ма Ван и бог коров Ниу Ван. На двери наклеивали картинки с изображением хранителей дома от злых духов – Мэньшеней. Изображения этих духов лежат в основе развития «Няньхуа» – новогодней картинки. Накануне празднования Нового года, который китайцы отмечают весной, люди снимали с дверей старые, истрепавшиеся за год изображения Мэньшеней и других духов и сжигали их во дворе, уговаривая, чтобы те поднялись на небо и доложили богам о добрых делах семьи. С наступлением Нового года в домах наклеивали новые, яркие, праздничные изображения. С каждым годом разновидностей новогодних картинок становилось все больше – стоили такие картинки недорого и были доступны для каждого бедняка.
Китайский лубок часто представляет собой зашифрованное благопожелание. Основу для создания символики составляет сам китайский язык, в котором значение каждого слова маркируется определённым тоном. Одно и то же слово, произнесённое разным тоном, имеет разные значения – поэтому и изображение этого слова также может трактоваться по-разному. На новогодней картинке часто можно видеть золотых рыбок или жирного карпа, и человек догадывается – это пожелание богатства. Или смотрит на изображение петуха – сначала просто любуется, а потом понимает, что это пожелание карьерного роста, потому что красный гребешок петуха символизирует головной убор чиновника.
На новогодних картинках часто изображались не только божества и духи, но и многофигурные сюжеты встречи Нового года в богатых домах. Эти изображения детей, пляшущих в окружении благоприятных символов, служили пожеланиями достатка, а также давали представление об удивительных интерьерах в богатом доме, изысканных вещицах, дорогих нарядов хозяев и даже слуг. Глядя на такую картинку, бедняк отвлекался от повседневной рутины, погружался в мечтания о лучшей жизни. Также широкое распространение имели лубки с изображениями героев литературных произведений и поучительные лубки, высмеивающие людские пороки.
Изготовление лубка начинается с эскиза тушью, затем художник переносит изображение на специальную тонкую бумагу. По линиям рисунка вырезаются печатные доски для цветной и чёрно-белой печати. Мастер-печатник печатает сперва черный контур, потом серый, жёлтый, зелёный, синий и красный цвета. Чтобы не потерять прелесть рисованного оригинала, получившуюся печатную картинку иногда отдают художникам, чтобы прорисовать и подкрасить изображение.
Нарядность лубка определяет цвет. Создатели лубка руководствуются сложившимся изобразительным каноном: используют локальные цвета, резко противопоставляют холодные и тёплые цвета (красным выделяют зелёный, жёлтым оттеняют синий). Ясность изображения подчёркивается точными, лаконичными линиями. Также в картинах используется «рассеянная» перспектива: передние предметы могут быть маленькими, дальние – большими, взгляд на них может быть дан с разных точек зрения. Отдельные фигуры и группы, изображённые контурной линией и цветом, обычно заполняют всю плоскость. За счёт этого художник добивается ещё одного важного качества – уравновешенности композиции и наполненности пространства.
Китайская народная картинка существовала на протяжении многих столетий, сохраняя свою традиционную символику, но в то же время чутко реагируя на события, происходившие в стране. В XIX в., в эпоху заката последней императорской династии Цинь и европейской колонизации Китая, лубки стали носить агитационный характер.
Считается, что постепенный упадок искусства народной картины начался после окончательного свержения императорской власти. В те времена многие печатни выпускали лубки, рассказывающие о событиях революции, о бесконечных государственных переворотах. Ксилографию постепенно почти полностью вытеснила литография, а затем и другие способы типографской печати. И только после образования КНР в 1949 году некоторые печатные центры стали возрождаться. Традиционный ксилографический лубок жив и по сей день. Среди современных лубочных картинок можно найти и классические, и новые сюжеты, обусловленные эстетикой соцреализма. |