Стефания Ивановна Базыленко родилась в 1919 году в маленькой белорусской деревеньке Волчки. Первые представители старинного крестьянского рода Базыленко поселились в этих местах ещё в конце ХVI века. Отец художницы был знаменитый на всю округу кузнец, мать – знахарка, заговорами и травами успешно лечила она от разных болезней не только односельчан, но и приезжавщих к ней из дальних мест. Скоро жизнь юной Стефании отрывается от крестьянских корней и складывается соответственно жёстким требованиям новой эпохи. В 12 лет, после окончания 4-го класса, она уже ударница труда в коммуне «Интернационал», созданной в родной деревне по заветам В.И. Ленина. Её фамилия постоянно висит на «красной доске» передовиков. Старательную девочку замечает присланный из города председатель коммуны и посылает её для продолжения учёбы в Витебск.
В 1936-37 гг., ученицей старших классов, Стефания Базыленко посещает знаменитую художественную студию Ю. Пэна, первого учителя Марка Шагала. Рисовать она любила с детства; позже стала постоянной посетительницей музеев и художественных выставок, дома собрала небольшую коллекцию старой живописи.
В июне 1941 года С.И. Базыленко - выпускница знаменитого московского ИФЛИ (институт философии, литературы, истории). Последний экзамен - и начинается война. Днём 22 июня в студенческом общежитии на митинге она произносит страстную речь, призывая студентов идти на фронт, и сама записывается в народное ополчение.
Двадцатидвухлетнюю девушку назначают командиром роты народного ополчения. Она воюет под Москвой, позже лейтенантом разведки участвует в легендарном Керченском десанте; становится военным переводчиком. Была дважды ранена. После войны Стефания Базыленко многие годы преподает на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века.
Всю жизнь Стефания Ивановна писала стихи, выпустила несколько книг. В 60 лет (в 1979 году) написала свою первую картину. Живопись - «немая поэзия» - выразила неожиданные грани её личности. На склоне лет она от всеобщих проблем страны и мира обратилась к событиям своей души.
Стефания
Базыленко - не рассказчик в живописи, а выразитель настроений. Часто сама становится персонажем своих произведений. В картине «Цветы для мамы» она в образе девочки на цветущем лугу. В картине «На рубеже обороны Москвы» она - медсестра, перевязывающая раненого пулемётчика. Реальные эпизоды подлинной жизни художник наделяет возвышенной поэтической условностью.
В картинах С.И. Базыленко сочетаются искушённость образованности с её глубинной деревенской «первоосновой». Утончённость образных характеристик, особая эстетическая устроенность картинного мира приобретены начитанностью и широким знакомством с произведениями профессионального изобразительного искусства, а условная идеальность и чрезмерность красоты – из её крестьянских корней.
Картинам «Русская красавица» и «Российская мадонна» присущ особый ретростиль, навеянный идеализированными образами русской литературы ХIХ века, но одновременно в них воплощены и народные представления о прекрасном в жизни.
Стефания Ивановна Базыленко на своем долгом и нелегком жизненном пути написала всего несколько десятков картин. Кажется, что гармоничные лирические образы в живописи созданы художником не благодаря, а вопреки своей реальной биографической истории.
Лариса Ртищева Главный хранитель Музея
|